Ознакомительная презентация Менеджер ВЭД

Переговоры, деловая переписка с существующими и потенциальными контрагентами

Заключение контрактов с использованием Инкотермс

Анализ рынков (как внешних, так и внутренних)

Отслеживание валютных курсов

Получение разрешительной документации (лицензии, сертификаты, декларации соответствия, разрешения и т.д.)

Участие в формировании логистических цепочек поставок

Отслеживание расчетов с контрагентами

Участие в профильных выставках

Участие в процессе ценообразования

Прогноз ситуации в случае сезонного роста/падения на спрос продукции и/или сезонного влияния на логистику

Управление бюджетом и отчетность

Оперативное управление процессами и персоналом

Работа с рекламациями и претензиями

Перечень должностных обязанностей, и соответственно, перечень отделов/сотрудников с которыми наиболее часто контактирует «Менеджер ВЭД» зависит от того, насколько крупная организация и какие товарные потоки (номенклатура, количество и частота поставок). Непосредственным руководителем является или Начальник отдела ВЭД или Генеральный/Коммерческий директор. Юридический/Договорной отдел участвуют в определении условий, на которых договариваются сотрудничать с контрагентами. Заявки на необходимый товар поступают (в основном) от отдела закупок. Данные для организации процесса доставки покупателю (нерезиденту РФ) получают от отдела продаж. Бухгалтерия/Финансовый отдел интересуют в части оплаты или получения оплаты от контрагентов, а так же оформления документов, сопровождающих сделку/поставку. Если в штате нет должности логист, то необходимо выполнять и его функции. Для примера: заказывать/распределять транспорт, курировать экспедиторов, проверять наличие и соответствие товаросопроводительных документов при поставках, оформление принятия на хранение или выдачи товара со складов.

Общение как с поставщиками, так и с покупателями продукции является одной из важнейших функций.

В зависимости от условий Инкотермс, указанных в контракте, транспортные компании могут привлекаться любой из сторон сделки.

Разрешительная документация может понадобиться как для ввоза/вывоза товаров, таможенной очистки, так и для свободного обращения.

Если в штате организации отсутствуют свои специалисты по таможенной очистке, то скорее всего компания будет пользоваться услугами таможенного брокера.

Сюрвейерские службы помогают при участии независимых экспертов провести экспертизу груза по качественным, количественным и весовым характеристикам.

Документы
  • Грузовая таможенная декларация Открыть
  • Контракт
  • Инвойс
  • Спецификация
  • Упаковочный лист
  • Паспорт сделки
  • Коносамент, TIR, CMR
  • Платежные документы
  • Товарно-транспортная накладная

В зависимости от группы товаров при необходимости получается разрешительная документация.

Программы:

  • 1С, Excel, CRM

Инструменты:

  • Различные справочные и тематические сайты

Основные риски при работе менеджером ВЭД состоят в:

  • Не правильном оформлении документации.
  • Потере/ослаблении контроля над процессами.
  • Срыв срока поставки.

Пути решения:

  • Получить от импортера или сообщить экспортеру инструкции по оформлению товаросопроводительных документов. По каждому виду документа сделать чек-лист и проверять по несколько раз с перерывом между процедурами проверки. Проверять правильность указания одних и тех же данных в разных документах.
  • Вести график поставок, в котором необходимо делать «отметки» на самых значимых этапах. При обязательном выполнении вышеуказанного учитывать сезонность и делать небольшой «запас» по сроку доставки, что так же должно быть задокументировано.