Словарь терминов

Обновлено 4 янв. 2022 г.


Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, разработанная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учитывает индивидуальные особенности и психофизическое развитие, а также реальные образовательные потребности и возможности. Разработку адаптированной образовательной программы осуществляют участники психолого-педагогического консилиума с учетом законодательных норм в сфере образования.

Академическая мобильность – перемещение студентов, а также преподавателей высших учебных заведений. Перемещение выполняется на определенное время в научные и образовательные заведения, расположенные в России и за рубежом. Цель – обучение, обмен опытом, преподавание.

Академический отпуск – время, предоставляемое студентам высших учебных заведений в случае возникновения сложной жизненной ситуации. Академический отпуск можно оформить сроком до 1 года по причине обострения заболевания, травмы, беременности и родов, иных причин. После истечения срока академический отпуск можно оформить повторно. В период академического отпуска прекращается выплата государственной академической стипендии, но за студентом сохраняется право на проживание в общежитии.

Активные методы обучения – методы, обеспечивающие стимулирование познавательной деятельности учеников или студентов учебных заведений разного уровня. Методы делают активными учителя и педагоги, которые их применяют. Нет единого стандарта, регламентирующего активные методы обучения, они выбираются исходя из учебных программы, учебного заведения, способностей и потенциала обучающихся.

Анализ результатов обучения – циклический процесс, связанный с обработкой данных и результатов, полученных от учеников или студентов. На базе анализа данных разрабатываются модели, позволяющие выявить точки роста и неудач: причины высокой или низкой успеваемости, определение закономерностей, формулирование гипотез, совершенствование учебных программ.

Аспирантура – подразделение высших учебных заведений, на базе которых ведется подготовка кадров высокой квалификации. В аспирантуру можно поступить на базе магистратуры или специалитета, после бакалавриата – нельзя. Срок подготовки в аспирантуре на дневной форме составляет 4 года, во время обучения аспиранты готовятся к получению степени кандидата наук (заменяет диплом, актуальный для бакалавров, магистров и специалистов) и поступлению в докторантуру.

Ассистентура-стажировка – форма послевузовской подготовки, которую проходят выпускники творческо-исполнительских направлений подготовки (музыканты, актеры, танцоры, другие). Срок прохождения подготовки составляет 2 года, для лиц с ограниченными физическими возможностями – увеличен до 3 лет.

Аттестация педагогов – оценка квалификации и профессионализма педагогов, ведущих деятельность в учебных заведениях, реализующих программы дошкольного, полного общего среднего, среднего профессионального, высшего и иных видов образования.

Аттестация слушателей – процедура оценки уровня промежуточного, текущего, итогового освоения программы. Аттестация может оценивать уровень освоения как части программы, так и всего курса, дисциплины, модуля и т. д. По итогам оценивания принимаются решения о пересдаче, продолжении обучения или отчислении слушателя.

Базовое профессиональное образование – часть государственной системы непрерывного образования. Является начальной ступенью профподготовкои слушателей к производительной работе: речь идет о специалистах среднего звена. После получения базового профессионального образования можно приступать к работе, которая должна оплачиваться, или же продолжить обучение.

Бакалавр – квалификация, которую получают лица, освоившие соответствующую 4-годичную программу высшего образования. Бакалавр – завершенное высшее образование, первая ступень Болонского процесса. Бакалавры имеют право вести деятельность в рамках полученной специальности или продолжить обучение в магистратуре.

Болонский процесс – процесс, направленный на обеспечение мобильности, гармонизации и единство стандартов качества образования. Болонский процесс объединяет более 45 стран, Российская Федерации присоединилась к нему в 2003 году. Он включает три этапа получения высшего образования: бакалавриат, магистратура, докторантура. Сроки обучения и программы разнятся, что зависит от страны. Дипломы выпускников программ, соответствующих стандартам Болонского процесса, котируются за границей.

Выпускная квалификационная работа (ВАК) – выпускная работа студента, в основе которой лежит научное исследование. Выпускная квалификационная работа создается в рамках определенной узкой темы, которую студент выбирает совместно с научным руководителем. ВАК представлена в форме теоретического исследования или проектно-аналитической работы.

Высшее образование – образование, получаемое в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования. Высшее образование можно получать на базе среднего профессионального или первого высшего образования. Профессиональная квалификация – бакалавр или специалист – подтверждается дипломом государственного образца.

Государственная академическая стипендия – выплаты, которые начисляются студентам дневных отделений средних профессиональных и высших учебных заведений. Выплаты начисляются в случае, если по итогам отчетного периода студент не получил ни одной тройки и более низких отметок. Минимальный размер стипендии для студентов колледжей и высших учебных заведений регулируется на государственном уровне, образовательные заведения могут повышать сумму выплат на свое усмотрение.

Государственная аккредитация высшего учебного заведения – процедура, направленная на проверку и признание качества деятельности, соответствие образовательным стандартам. После аккредитации высшему учебному заведению присваивается статус – университет, институт или академия. Государственная аккредитация проводится 1 раз в 5 лет. Аккредитованные вузы выдают выпускникам дипломы государственного образца, студенты получают отсрочку от армии.

Государственная итоговая аттестация – обязательный в Российской Федерации экзамен, позволяющий оценить уровень знаний, полученных в рамках программ основного общего и среднего образования. Государственная итоговая аттестация включает в себя основной государственный экзамен (ОГЭ после 9 класса) и единый государственный экзамен (ЕГЭ после 11 класса). По итогам экзаменов выпускники 9 классов поступают в колледжи или переходят в 10 класс, по итогам ЕГЭ – поступают в высшие учебные заведения.

Государственная социальная стипендия – выплаты, которые получают студенты колледжей и высших учебных заведений, относящиеся к социальным категориям. Стипендия начисляется по предоставлению справки и личному заявлению студента. Основания для начисления – инвалидность, сиротство и другие причины, зафиксированные в статье 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Диплом – официальный документ, выдаваемый выпускникам средних специальных и высших учебных заведений. В дипломе зафиксированы квалификация, программа, образовательное заведение, имя выпускника, дата выдачи. Каждый диплом имеет уникальные серию и номер, по которым можно выполнить проверку подлинности через федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые с привлечением информационно-телекоммуникационных сетей. Взаимодействие между участниками образовательного процесса (школьники, студенты, преподаватели) осуществляется дистанционно – на расстоянии с помощью интернета и специальных программ (мессенджеры, Zoom, виртуальные личные кабинеты, иное).

Дифференцированное обучение – методика организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой слушателей (гомогенной – однородной), составленной с учетом наличия значимых для обучения качеств. Дифференциация – это разделение, обеспечивающее создание комфортных условий и доступной образовательной среды для всех слушателей с учетом уровней, возможностей, способностей.

Докторантура – форма подготовки с целью повышения квалификации и соискания ученой степени. После окончания докторантуры выпускнику присваивается степень доктора наук, срок обучения – до 3 лет. В докторантуру можно поступить после окончания аспирантуры.

Дополнительное образование детей и взрослых – образование, направленное на развитие навыков и получение знаний вне основной программы. Дополнительное образование позволяет развивать новые навыки, расширять кругозор и получать знания вне школьной, вузовской и других программ.

Дополнительное профессиональное образование получается в дополнение к среднему специальному или высшему образованию. Позволяет изменить специализацию или повысить квалификацию в рамках выбранного направления. Объем программ повышения квалификации составляет в среднем 16 академических часов, прохождения профессиональной переподготовки – от 250 академических часов.

Дополнительные вступительные испытания – экзамены, проводящиеся на базе средних специальных и высших учебных заведений. Являются дополнением к результатам единого государственного экзамена, направлены на оценку творческих, профессиональных и психологических качеств абитуриентов, поступающих на определенные программы подготовки.

Единый государственный экзамен – экзамен, проводимый централизовано в средних учебных заведениях. Единый государственный экзамен в обязательном порядке сдают выпускники школ, лицеев и гимназий после окончания 11 класса. Единый государственный экзамен – выпускной из средних учебных заведений, вступительный – в высшие учебные заведения.

Инклюзивное образование – передовая система обучения, позволяющая получать образование всем гражданам, независимо от социальных, интеллектуальных, психоэмоциональных и других особенностей. Инклюзивное образование внедрено в дошкольное, базовое общее и среднее общее, среднее профессиональное и высшее образование с целью создания доступной образовательной среды.

Калькулятор ЕГЭ – онлайн-инструмент, позволяющий подобрать направления подготовки и высшие учебные заведения. Расчет выполняется по предметам ЕГЭ и баллам, полученным в результате прохождения экзамена.

Клиническая ординатура – часть многоуровневой системы образования медицинских сотрудников в Российской Федерации. Является последней ступенью обучения для врачей, срок подготовки – 2 года. Основная цель ординатуры – отработка практических навыков и освоение углубленной медицинской специализации.

Курсовая работа – задание, которое выполняют студенты средних профессиональных и высших учебных заведений. Выполнение курсовых работ приходится на 2 и 3 курсы, они представлены в формате рефератов или исследования, имеющего научное обоснование. Курсовая работа пишется по предметам, которые являются ключевыми для изучаемой специальности. Работу необходимо защитить в присутствии комиссии, получение неудовлетворительной отметки влечет за собой пересдачу.

Лицензирование высших учебных заведений – процедура (экспертиза), после прохождения которой вуз получает разрешение на ведение образовательной деятельности, касающееся реализуемых направлений (специальностей) подготовки. Лицензия бессрочная, но может быть отозвана в случае выявления нарушений.

Магистр – квалификация (академическая степень), присваиваемая выпускникам 2-годичной программы высшего образования. Магистр – вторая ступень получения высшего образования в рамках Болонского процесса. Получить академическую степень можно только после освоения бакалаврской программы. Магистрат – оконченное высшее образование с углубленной или измененной специализацией.

Магистр делового администрирования – квалификационная степень, присваиваемая выпускникам программ MBA. До получения степени необходимо освоить платную программу бизнес-образования, которая ориентирована на руководителей разных уровней.

Модуль – структурированная участь учебной программы. В рамках учебного модуля осуществляет освоение разделов, нескольких дисциплин или курсов.

Направление подготовки – общая профессионально-образовательная область подготовки по программам высшего образования. Направление подготовки – это специальность, профиль – более узкая специализация для бакалавров, специалистов или магистров. Направление могут быть укрупненными, например: 37.00.00 – укрупненное направление «Психологические науки», имеющее 4 специальности для подготовки бакалавров и специалистов. Каждая специальность имеет профили, количество которых определяют высшее учебное заведение и государственные нормативы.

Научный руководитель – представитель высшего учебного заведения, осуществляющий поддержку и оказывающий методическую помощь студентам на этапе написания дипломных, докторских и других квалификационных работ. Научный руководитель оказывает содействие при выборе темы, методологий проведения исследований и обеспечивает консультирование по другим вопросам, касающимся дипломных работ, диссертаций и т. д.

Непрерывное образование – процесс, в основе которого лежит рост личностного образовательного потенциала на протяжении всей жизни. Цепь учебных задач последовательная, они связаны друг с другом и различаются по сложности: дошкольные образовательные учреждения, школы, лицеи и гимназии, после – колледжи и высшие учебные заведения. Задача непрерывного образования – обучение на протяжении всей жизни, поэтому после окончания колледжей и высших учебных заведений человек проходит курсы повышения квалификации и переподготовки, обучается в аспирантуре, докторантуре.

Образовательная деятельность – реализация образовательных программ, работа по обучению и воспитанию граждан разного возраста. Ведением образовательной деятельности занимаются воспитатели, учителя, педагоги и другие работники, уполномоченные решать задачи, связанные с социальными и иными целями образования.

Образовательная программа – документы и нормативные акты, определяющие содержание образования. Речь идет о содержании образовательных программ любого уровня – от школьных до вузовских. В программу включены содержание, объем, количество часов, формы аттестации и другие компоненты, выраженные в форме планов, графиков и т. д.

Общежитие – временное жилье, предоставляемое иногородним студентам на период получения образования в средних специальных и высших учебных заведениях. Во время проживания студент оплачивает помещение, занимаемое в общежитии, и вносит коммунальные платежи. По закону на общежития могут претендовать студенты всех форм обучения, однако чаще всего мест хватает лишь слушателям дневных отделений.

Основное общее образование – вторая ступень общего образования, не являющегося специальным или профессиональным, в Российской Федерации. Получатели основного общего образования – учащиеся 5-9 классов. Основное общее образование – бесплатное, на его базе можно поступать в колледжи и техникумы, но при условии успешного прохождения основного государственного экзамена после окончания 9 класса.

Общее среднее образование – бесплатное образование, которое получают школьники после завершения обучения в 10-11 классе. На базе этого образования можно поступать в колледжи и высшие учебные заведения. Программы реализуются в школах, колледжах и лицеях.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) – итоговое испытание, которое проходят выпускники 9 классов. Основной государственный экзамен – единственная форма оценивания знаний, освоенных в рамках программы основного общего образования (5-9 класс). Баллы, полученные в ходе прохождения основного государственного экзамена, оказывают влияние на итоговую отметку в аттестате по предмету. В структуру ОГЭ входят 12 предметов на выбор и 2 – обязательных (русский язык и математика).

Отсрочка от армии – временное освобождение от прохождения срочной службы, которое получают студенты средних специальных и высших учебных заведений при достижении возраста, установленного законодательством. Для студентов высших учебных заведений предусмотрена отсрочка на период обучения по программам специалитета и бакалавриата, которую можно продлить при условии обучения в магистратуре и аспирантуре. Если обстоятельство, служившее основанием для получения отсрочки, утрачивает силу, то гражданина призовут на срочную службу.

Повышение квалификации – разновидность профессионального обучения работников с целью улучшения, обновления и расширения знаний в области определенной специальности. Повышение квалификации могут проходить граждане, имеющие диплом о высшем или среднем профессиональном образовании. Повышение квалификации проводится регулярно в срок, определенный законодательством, но не реже, чем раз в 3-5 лет (зависит от специальности).

Приемная комиссия – представители средних профессиональных и высших учебных заведений, уполномоченные на курирование процесса перехода граждан с одной ступени образования на другую. Приемная комиссия, которой управляет уполномоченный председатель, осуществляет прием документов, контроль результатов основного или единого государственного экзамена, а также дополнительных вступительных испытаний. Предоставляет абитуриентам исчерпывающую информацию о правилах поступления, образовательных программах, условиях, сроках и других аспектах.

Профессиональная переподготовка – программы дополнительного профессионального образования, позволяющие изменить специализацию (квалификацию). Например, гражданин имеет высшее образование по творческой специальности, но прошел программу профессиональной переподготовки по направлению «Маркетинг»: он имеет право работать маркетологом в любой организации, даже в госсекторе. После освоения программы выпускник получает диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. В это же время аннулирование первой квалификации не осуществляется.

Профиль подготовки – узкая специализация, которая определяет дальнейшую профессиональную деятельность выпускника высшего учебного заведения. Распределение по профилям происходит либо на этапе поступления или зачисления (преимущественно для контрактной основы), либо в ходе обучения (актуально для бюджетной основы).

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мероприятий, позволяющих определить склонность человека к тем или иным профессиям. Профориентация обеспечивает выбор одной или нескольких профессий, которые помогут человеку полноценно раскрыть потенциал и получать удовольствие от работы. К профориентации чаще всего прибегают подростки, но в системе нет четких возрастных ограничений. Самые популярные инструменты профориентации – тесты по методике Е. А. Климова и Дж. Холланда.

Семестр – форма разделения учебного времени на полугодия. Один год разделен на два семестра: первый – длится до зимы, второй – до лета. На основе семестров формируются графики каникул, сдачи курсовых работ, экзаменов и других составляющих образовательного процесса. По итогам семестров принимается решение о продолжении или прекращении начисления стипендиальных выплат по полученным отметкам, посещаемости.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена, но без возможности занимать руководящие должности и трудоустройства на государственную службу (требуется высшее образование). Программы среднего профессионального образования реализуются в колледжах, они доступны для выпускников 9 и 11 классов. После освоения программ среднего профессионального образования можно сразу трудоустраиваться или же продолжать обучение в высшем учебном заведении (поступление без обязательного прохождения единого государственного экзамена).

Стажировка – деятельность, направленная на получение опыта по специальности, освоенной в рамках программ среднего профессионального или высшего образования, а также профессиональной переподготовки. Срок стажировки определяет компания, стандартный период – от 2 до 14 дней (или смен), но он может быть большим, что зависит от специфики деятельности и компании/предприятия. Согласно Трудовому Кодексу РФ стажировка оплачивается в обязательном порядке, ей предшествует оформление сотрудника и создание соответствующего положения.

Участники образовательных отношений – это обучающиеся, независимо от статуса учебного заведения, и педагогические работники (учитель, педагог, иные). Участниками образовательных отношений также считаются родители или законные представители обучающихся, не достигших совершеннолетия. В эту группу стоит отнести организации и педагогических сотрудников, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности разных уровней.

Учебная практика – практика, направленная на получение первичных навыков ведения практической деятельности по специальности, осваиваемой в среднем специальном или высшем учебном заведении. Срок учебной практики определяет уровень получаемого образования. Например, бакалавры проходят учебную практику на 3 и 4 курсе: срок составляет 2 и 4 (1 месяц) недели соответственно.

Учебный план – документ, определяющий состав образовательной программы. В учебном плане отображены дисциплины с распределением по годам, семестрам, неделям (с разбивкой на классы или курсы, что зависит от учебного заведения). В учебный план внесены обязательные и дополнительные дисциплины, разделение по времени, которое отводится на изучение каждого предмета.

Целевая квота – обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях по направлению от компании, организации и других структур. Обучение по целевой квоте оплачивает организация, от которой студент получил направление в вуз, также она осуществляет выплату стипендии и покрывает некоторые расходы. После завершения обучения обязательна отработка сроком 3 года, при отказе от отработки – возмещение средств, затраченных на подготовку специалиста.