Итоговое собеседование после 9 класса: что это и как подготовиться

Создано 15 сент. 2021 г. / Обновлено 14 дек. 2021 г.


Более 5 лет назад в структуре государственной итоговой аттестации произошли изменения: выпускники 9 и 11 классов в обязательном порядке должны сдавать итоговое собеседование и сочинение. Оба формата итогового испытания являются допуском к прохождению основного (ОГЭ) и единого государственного экзаменов. Итоговое сочинение было внедрено до 2015 года, собеседование – в 2019 году, поэтому его пока рассматривают в качестве нововведения. Рассказываем о том, что такое итоговое собеседование, какую структуру оно имеет и как стоит готовиться к испытанию.

61b7c2ba1c53b.jpg

Почему именно итоговое собеседование

Основная цель итогового собеседования, проводимого для 9-классников в обязательном порядке, – проверка навыков, касающихся создания монологических высказываний на определенную тему. В ходе собеседования школьник не только формулирует высказывания, но и читает текст вслух, осуществляет пересказ. Итоговое собеседование оценивается в формате «зачет» или «незачет», при получении последнего результата школьник имеет право на пересдачу. Отказ от пересдачи – равноценен получению недопуска к основному государственному экзамену.

Сроки проведения испытания

Традиционная дата проведения испытания – вторая среда февраля. Школьник имеет право не явиться на итоговое собеседование только в случае наличия уважительной причины, которой может считаться болезнь и другие проблемы, подтвержденные документально. В случае неуспешного прохождения собеседования или неявки по уважительной причине доступны резервные дни: один день в марте, второй – в мае.

Структура итогового собеседования

В структуру итогового собеседования входят 4 задания, по которым можно получить суммарные 20 баллов. Собеседование считается пройденным, если школьник набрал 10 и большее количество баллов, хотя отметки не выставляются, а результаты – не влияют на аттестат. Школьникам придется сдавать чтение текста вслух, потом – пересказ с привлечением дополнительной информации, монолог и диалог с одним из членов экзаменационной комиссии. Письменные задания не предусмотрены, ведь цель проверки – не грамотность (ее будут оценивать в 11 классе в ходе итогового сочинения), а коммуникативные навыки и умение выстраивать монологические высказывания.

Чтение вслух

Этот этап испытания напоминает проверку скорости чтения, которую ребята проходят в младшей школе. Однако предусмотрены препятствия в форме изобилия терминов и других сложных слов. Школьник должен прочитать 150-170 слов и более, к его услугам – 4 небольших текста. На этом этапе оценивается не только скорость, но и качество чтения. Длинные паузы, чрезмерно растянутые гласные – все это становится причиной для снижения баллов за задание.

Важный этап – условное деление текста на микротемы. Стандарт – в одном абзаце заключена одна тема, которую нужно запомнить. Экзаменуемому стоит вникать в смысл прочитанного и формулировать цитаты, по которым он сможет вспомнить текст и успешно выполнить пересказ. Основной акцент – на труднопроизносимых фразах и личных именах, которые вызывают наибольшие трудности у школьников.

Читать нужно громко, четко выговаривая все слова и стараясь избегать пауз. До прохождения экзамена рекомендуется потренироваться, выбирая книги посложнее. Тренировка нужно не только для повышения скорости, но и для преодоления внутренних стеснительности и волнения. Время подготовки на испытании – 2 минуты, нужно уделять внимание интонации, читать выразительно и выделять знаки препинания согласно эмоциональному окрасу текста.

Пересказ

Время подготовки – 1 минута, пересказ нужно выполнить с привлечением дополнительной информации. На пересказ отводится 3 минуты, в него необходимо включить заданную цитату. Основная проблема пересказа – неправильное запоминание и, соответственно, произношение сложных слов и личных имен. Некоторые личные имена и слова школьники в принципе читают в первый раз, поэтому возникают сложности с неправильным произношением или расстановкой ударений. Школьник должен подробно пересказать микротемы, сохраняя основной смысл и стилистику. Добавление цитаты происходит с отсылкой на автора (указан), она должна быть уместной и верно трактованной. Пересказ – самый сложный этап испытания, за который начисляется наибольшее количество баллов.

Монологическое высказывание

Школьник больше ничего не читает, а формирует монолог, отталкиваясь от заданной темы, события, изображения, предложенного экзаменаторами. Суммарное количество фраз (именно фраз, а не коротких односложных предложений) составляет 10, однако школьник должен отказаться от использования жаргонизмов, новомодных слов и других, противоречащих нормам и правилам русского языка. Экзаменатор может оказать помощь школьнику, задавая ему вопросы, однако ответы без монолога принесут 0 баллов за этот этап собеседования. Конечно, монолог должен быть осмысленным и связным.

Диалог с экзаменатором

На последнем этапе собеседования школьник ведет диалог с экзаменатором по теме монолога. Темы могут быть самыми разными – от интересного события из жизни ученика до актуального вопроса. Экзаменатор задает несложные вопросы, направляющие школьника на правильный ответ. Если вопрос противоречит мировоззрению или просто неприятен школьнику, то он вправе не давать ответ, но свою позицию нужно подкрепить несколькими аргументами. В этом случае просто будет задан новый вопрос, главное – не молчать, иначе этап испытания будет оценен в 0 баллов.


Сколько длится итоговое собеседование

Кажется, что итоговое собеседование – бесконечно долгое, но на практике на все этапы испытания уходит не более 15-20 минут. За этот срок школьник дает ответы на поставленные вопросы и выполняет задания, а экзаменаторы – выставляют оценки.

Критерии оценивания: сколько баллов можно набрать за каждый этап

Каждый этап собеседования позволяет набрать определенное количество баллов:

  • чтение вслух: 1 балл – за интонацию с учетом пунктуационного оформления текста, 1 балл – за темп. Суммарно 2 балла;
  • пересказ: сохранение всех четырех микротем – 2 балла (при пропуске одной темы – 1 балл), понимание текста, логичное добавление цитаты и отсутствие ошибок в способах цитирования – по 1 баллу за каждый пункт. Суммарно 5 баллов, еще 4 балла – по итогам оценки правильности речи (грамматические, речевые, орфоэпические нормы, а также отсутствие искажения слов);
  • монологическое высказывание: коммуникативная задача, условия речевой ситуации и речевое оформление – всего 3 балла;
  • диалог, а также общая оценка за диалог и монолог – 4 и 2 балла соответственно. За 3 и 4 задание суммарно можно получить не более 9 баллов.

Для получения допуска к основному государственному экзамену нужно набрать всего 10 баллов – это реально, но при условии подготовки, отработки практических навыков и повышения скорости, чистоты как чтения, так и речи. Экзаменаторы заинтересованы в том, чтобы школьники успешно прошли собеседование, поэтому ребятам нужно отбросить волнение – подобные задания они неоднократно выполняли в ходе обучения, но в менее формальной обстановке. В случае неуспешного прохождения испытания доступны пересдачи: за годы проведения итоговых собеседований не найдены данные о ребятах, которые так и не смогли пройти собеседование перед ОГЭ.