Что такое профессия: понятие, структура, классификация

Создано 11 дек. 2021 г. / Обновлено 30 дек. 2021 г.


Термин «профессия» уходит корнями в латинский и французский языки, он имеет значение: «публично высказываться, объяснять». Сегодня профессия – род трудовой деятельности, которой занимается человек, обладающий определенным набором знаний, компетенций, навыков. Профессия позволяет человеку получать доход с помощью монетизации своего труда. Чем лучше навыки и больше опыт, тем выше будет доход. Каждый человек имеет право на выбор профессии, которая наиболее ему близка. Получить необходимые знания можно в высших учебных заведениях, колледжах, центрах профессиональной переподготовки и других учреждениях, реализующих необходимые программы.

AXPArs9YDqe-T2PyBUUoB6XRTRJKIiJAAIgBf744d_VxeuDh1-e-CcP1qc9nGuF7DA1KycgeYSfTdmyhRpVf-KSZfOG0g2D7EbNg8lvXcdXB1uKMZVmTMKr-Hn6KSp9zH7BQAokO

Структура профессии

Каждая профессия имеет индивидуальную структуру, что обусловлено разностью компетенций, обязанностей и задач. Однако есть общие черты, рассмотрим их:

  • профессия, например, «Врач». Профессия в широком понимании этого слова, объединяет специалистов, работающих в одной сфере;
  • специальность: «Гинеколог-эндокринолог». Специальность определяет узкое направление трудовой деятельности;
  • квалификация – степень пригодности к определенному виду труда, опыта и знаний. Медикам и учителям присваиваются квалификационные категории, представителям рабочих профессий (обвальщик, слесарь и другие) – разряды. Для повышения квалификации соискатель должен иметь опыт работы на занимаемой должности (1, 3, 5 лет и т. д.), пройти курсы, аттестацию или другую форму испытания согласно профессии.

Видя структуру профессии, человек может понять, сколько придется обучаться, как быстро происходит рост и шаги по карьерной лестнице.

Структура и профессиональная деятельность: определение

Можно выделить структуру, касающуюся профессиональной деятельности:

  • цели, философия профессии. Цели обеспечивают понимание результата, который должен быть получен в ходе профессиональной деятельности. Большинство профессии имеют образец деятельности, если его нет – нужно ориентироваться на наиболее компетентного специалиста. По этой схеме выстроена практика наставничества: сотрудник с опытом учит новичка или вчерашнего студента, который имеет базис знаний, но пока не умеет полноценно применять их на практике;
  • предмет труда. Речь идет о процессах, функциях, признаках и других факторах, взаимосвязанных друг с другом. Каждая профессия имеет уникальный предмет труда, в некоторых случаях его невозможно описать. Например, педагоги работают с детьми, они взаимодействуют с психикой и, как результат, с эмоционально-интеллектуальными функциями. Предмет труда для практикующего врача – пациент, состояние которого заранее невозможно предугадать;
  • средства профессиональной деятельности. Бывают вещественными (станок с ЧПУ, скальпель, учебник) или невещественными (интеллект – для педагога, тело – для учителя физкультуры или фитнес-тренера, голос – для певца, художественный талант – для живописца). Выделяют вспомогательные средства профдеятельности, все они комбинируются друг с другом, формируя единую систему трудового процесса.;
  • служебные обязанности. Зафиксированы в должностной инструкции, обеспечивают определение компетенций и задач, которые специалист должен решать. Служебные обязанности дисциплинируют как специалистов, так и работодателей;
  • правовая база. Защищает права и свободы специалиста: нормированный рабочий день, безопасные условия труда, честная оплата, отпуск и другие. Правовая база может быть расширена, что зависит от работодателя: медицинская страховка, обучение и другие гарантии за счет компании;
  • условия труда. Их должен обеспечить работодатель или создать специалист: жизненно важные, а также санитарно-гигиенические нормы (допустимый уровень шума, защита от облучения или профессиональных травм, иные). В отдельную группу стоит отнести социальные условия – от корпоративной культуры до микроклимата в коллективе.

Структура может изменяться и варьироваться для разных профессий, однако в нее заложены базовые принципы, на которые должны ориентироваться работодатели и сотрудники. Специалист может выбирать новые профессии на протяжении всей жизни, а также масштабировать и наращивать имеющиеся знания: для решения этой задачи существуют центры последипломной подготовки и переподготовки.

IdgtWBih6v8IRjmsyfHRY1K1BmXVJGUVk3T72YwfMwMjWRxLmfxGzZ2nf9h_DxnVap-kP2iW0cUsG2WBmR7WkXsXZ79qcAREQiIuiiEEDzsHLQBxaayc-sdIOQkuwLf2tf5lV_-G

Как изменяются профессии

Развитие современных технологий постепенно вытесняет с рынка профессии, которые в перспективе смогут заменить инструменты автоматизации. Например, еще 50-60 лет назад крышки на тюбиках закрывали вручную, сегодня эту работу выполняют машины. По оценкам российских экспертов через 10-15 лет с рынка труда будут вытеснены водители, доставщики и другие специалисты: к 2030 году исчезнут около 300 млн вакансий.

Рынок профессий динамичный: появляются новые направления, некоторые – упраздняются в результате автоматизации процессов или отсутствия потребности в таком труде (так исчезли извозчики, заготовители льда, телефонисты и другие). Однако профессии не только исчезают, но и создаются, объединяются, трансформируются. По данным проекта «Атлас новых профессий» в течение ближайших 10-40 лет на рынке труда появятся новые направления деятельности: игропедагоги, биоэтики, IT-медики, дизайнеры энергоносимых устройств и другие. Под напором развивающихся технологий уже работают специалисты, отвечающие за безопасность в интернете (киберполицейские, киберследователи), наноинженеры, генетические консультанты – целая группа профессионалов, в которых 10-15 лет назад общество не испытывало потребности.