Что такое ФГОС, почему важны и какие виды существуют

Создано 18 нояб. 2021 г. / Обновлено 14 дек. 2021 г.


Аббревиатуру ФГОС хоть раз в жизни слышал каждый россиянин, но мало кто знает, как она расшифровывается, какое значение имеет. Речь идет о Федеральных государственных образовательных стандартах, являющихся совокупностью требований к обеспечению качества образования разных уровней. Программы дошкольного, школьного, высшего, последипломного и инклюзивного образования регламентируют ФГОС: знания можно получать по-разному, но процесс должен осуществляться в соответствии с определенными критериями. Рассказываем о том, какие виды ФГОС существуют и как они влияют на сферу образования.

61b7d5a03bd37.jpg

Что такое стандарты, и какое значение они имеют

Стандарты можно сравнить со спортивными нормативами: нужно достичь определенных показателей и соответствовать требованиям, что касается как образовательных заведений, так и программ вместе с преподавательским составом. Единственная сфера, в которой ФГОС не действуют, – дополнительное образование, например, онлайн-клубы для детей и подобные учреждения, реализующие свободные программы (рисование, пение, лепка, прочие). Стандарты актуальны для всех образовательных организаций, которые руководствуются законом «Об образовании». Речь идет как о государственных, так и о коммерческих учебных заведения.

В частных и государственных учебных заведениях разные условия и услуги, однако ученики должны получать одинаковые знания. Образовательная организация самостоятельно выбирает методики обучения и спектр дополнительных услуг, но обязана обеспечить базис, соответствующий возрасту учащихся или программе. В основе стандартов лежит преемственность: сначала ребенок ходит в детский сад, потом – в школу, за ними следуют колледж или высшее учебное заведение. На каждом этапе ребенок должен получить тот объем знаний, который поможет ему перейти на следующую ступень обучения наравне с другими детьми. Аналогичная практика распространяется на другие программы – от бакалавриата до ординатуры.

Уровни

Стандарты разделены на 13 разделов по этапам получения образования:

  • дошкольное образование;
  • 3 уровня для школ, лицеев и гимназий: начальное, основное и среднее общее образование;
  • образование для учеников с умственной отсталостью, речь идет об интеллектуальных нарушениях;
  • начальное образование для учеников, страдающих от ограниченных возможностей здоровья;
  • среднее профессиональное образование;
  • 3 уровня высшего образования по разным направлениям: бакалавриат, специалитет, магистратура;
  • подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка.

Детальная классификация представлена на официальном сайте fgos.ru. Стандарты были внедрены в российскую систему образования в 2004 году. За весь период существования они претерпели изменения, но основные требования были сохранены.

Требования и структура

Стандарты имеют единую структуру с определенным набором требований к образовательным программам:

  • структура. Какие предметы будут изучать школьники или студенты? Как выглядит учебный план? Как анализировать и оценивать результаты проведенной работы?
  • условия. Какой нужен преподавательский состав? Какая материально-техническая база необходима?
  • результаты. На этом этапе происходит комплексный анализ: оценки, умение коммуницировать и другие личностные результаты, продемонстрированные учащимися.

Зачем нужны единые стандарты

В начале 2000 годов стало очевидно, что российская система образования нуждается в строгих стандартах, которые могли бы регламентировать все уровни подготовки как школьников, так студентов или кадров высшей квалификации, рабочих. ФГОС стали фундаментальным элементом образовательного процесса, который повысил эффективность и качество получаемых знаний. Все учащиеся поставлены в равные условия, они могут эффективно переходить на следующую ступень подготовки. Стандарты обеспечивают следующие результаты:

  • создана единая образовательная среда. Ученики из Москвы, Омска и других годов получают одинаковые знания. Не важно, в частной или государственной школе, колледже, институте они учатся: базис будет освоен, что поможет продолжить обучение на равных условиях с другими гражданами;
  • реализована преемственность. Ученики шагают по ступеням образования и получают знания, которые помогут достигнуть высшей точки лестницы или дойти до определенного уровня (кто-то остановится на магистратуре, другой выпускник – пойдет в аспирантуру для соискания ученой степени);
  • доступны вариативные образовательные программы. Родители могут выбрать для ребенка школу с углубленным изучением математики или иностранных языков, но в это же время он, наравне с ребятами из других учебных заведений, будет осваивать историю, географию и другие общеобразовательные дисциплины. Аналогично ситуация обстоит со средним профессиональным или высшим образование, разница – лишь в методиках, которые выбирают учебные заведения.

ФГОС – основа, на которой базируются все уровни подготовки. Стандарты ложатся в основу при создании учебников, печатных тетрадей, методических и других материалов, которые используются для реализации образовательного процесса. Именно стандарты определяют содержание основного и единого государственного экзамена, требования к профессиям, специальностям и направлениям подготовки, а также другие этапы в сфере образования. ФГОС – не организация, над стандартами работают представители разных ведомств, таких как Минобрнауки, Роспотребнадзор и другие. Большинство проектов – открытые, поэтому право голоса на этапе обсуждения имеют все граждане России, например, студенты или родители школьников. Конечно, решающее слово – за Минобрнауки, но оно имеет, скорее, рекомендательный формат.

В заключение

На данный момент действуют ФГОС второго поколения, стандарты третьего поколения будут внедрены ориентировочно в 2021 году: они станут более четкими и конкретизированными. Унификация системы образования делает обучение эффективным и оптимизированным. Например, если студент переводится из одного высшего учебного заведения в другое, то ему придется сдать небольшую академическую разницу (программы вариативные, сроки – тоже), но он продолжить изучение тех же дисциплин в рамках выбранной специальности. Аналогично ситуация обстоит со школьниками, которые переводятся в другое учебное учреждение, и с программами профессиональной переподготовки: они едины, независимо от региона.