​Что такое Болонская система: цели, уровни образования и особенности в России

Создано 15 сент. 2021 г. / Обновлено 11 дек. 2021 г.


Болонская система уходит корнями в Европу, Россия присоединилась к процессу в далеком 2003 году. Главная цель системы – создание единого образовательного пространства и стандартов качества, развитие международных проектов и сотрудничества. К Болонской системе присоединились 48 стран мира, рассмотрим ее более детально.

61b4e35f0b750.jpg

Основные цели Болонской системы

Процесс был запущен более 30 лет назад, изначально основной целью Болонской системы являлось повышение уровня европейской системы образования. На сегодняшний день пул целей расширен:

  • развитие проектов и стратегий в сфере образования;
  • обеспечение мобильности студентов из разных стран;
  • реализация совместных учебных программ и направлений подготовки в содружестве между разными высшими учебными заведениями (далее вуз);
  • развитие содружества, обмен опытом, знаниями и технологиями;
  • внедрение европейской системы накопления и перевода баллов ECTS;
  • повышение стандартов качества образования.

В основе Болонской системы лежат 3 уровня образования, она стала мощный толчком к модернизации и улучшениям. Теоретически российские дипломы бакалавров и магистров могли бы котироваться в Европе, однако на практике их нужно подтверждать или проходить иные процедуры, позволяющие использовать документ при трудоустройстве в Германии или любой другой стране-участнице.


Ступени Болонского процесса

Во всех странах-участницах Болонского процесса внедрены единые ступени образования, что не мешает использовать другие образовательные программы. Например, в России существует специалитет – программа для врачей, актеров и других специалистов, имеющая срок подготовки 5-6 лет. В Болонском процессе нет ординатуры, ассистентуры-стажировки и аспирантуры, рассмотрим основные ступени, внедренные большинством стран-участниц.

Бакалавриат

В России бакалавриат – четырехгодичная (5 лет при заочном обучении) программа подготовки. В зарубежных странах срок обучения бакалавров составляет 3-6 лет, самые длинные 6-летние программы ориентированы на врачей, архитекторов и других специалистов, требующих углубленного изучения непростых дисциплин и отработки практических навыков. После завершения обучения выпускнику присваивается академическая степень бакалавра, позволяющая продолжить обучение в магистратуре. Бакалавриат – первая ступень высшего образования в рамках Болонского процесса.

Какие возможности дает диплом бакалавра

  1. Вести деятельность по выбранной специальности.
  2. Занимать должности, требующие наличия высшего образования. Обратите внимание на то, что диплом бакалавра, вопреки распространенному мнению, является оконченным высшим образованием. Проходить дальнейшую подготовку в магистратуре не обязательно.
  3. Получать образование в магистрате, повышать квалификацию и проходить курсы профессиональной переподготовки.

Магистратура

Российским студентам необходимо обучаться в магистратуре около 2 лет, что зависит от направления подготовки, уровня образования и выбранной формы. Магистрат в разных формах существует во всех странах-участницах Болонского процесса, он является второй ступенью получения образования.

В России магистрат позволяет либо усилить ранее выбранную специальность, либо сменить ее. Например, студент с дипломом экономиста в магистратуре может изучать психологию или логистику, что позволяет ему получить вторую специализацию, которая может рассматриваться в качестве дополнительного высшего образования при трудоустройстве на работу. Срок обучения зависит от страны, например, в США, как и России, магистранты обучаются 2 года, а в Англии – всего один.

61b4e4f4d80f7.jpg


Какие возможности дает диплом магистра

  1. Получить дополнительную отсрочку от армии (дается на время обучения на очной форме).
  2. Занимать должности, требующие наличия диплома о высшем образовании.
  3. Вести деятельность по специальности/специальностям, освоенных в рамках бакалавриата и магистрата.
  4. Усилить ранее выбранную специализацию или же сменить профессию.
  5. Получить дополнительные теоретические навыки и хорошую практическую базу.
  6. Повысить свою ценность на кадровом рынке.

Докторантура

Обучение в докторантуре – третий этап Болонской системы, позволяющий получить степень «доктор наук». Срок обучение в докторантуре в России составляет 3 года, подготовку проходят лица, окончившие аспирантуру и получившие степень кандидата наук. В России, что отличает ее от других стран, степень доктора наук не является самой высокой. Например, в странах Европы и США поступить в докторантуру можно сразу после окончания магистратуры, путь российских студентов более длинный:

  • 4 года – бакалавриат;
  • 2 года – магистратура;
  • 3-5 лет – аспирантура;
  • 3 года – докторантура.

Средний срок подготовки достигает 12 лет, при заочной форме обучения – и того больше. Однако после получения степени доктора наук можно заниматься методической и самостоятельной исследовательской деятельностью. Доступно повышение степени, а имеющаяся является престижной.

В заключение

Болонская система действует в России давно, некоторые моменты процесса модифицированы, однако многие – схожи с европейскими и американскими. Внедрение Болонской системы позволило привести образовательный процесс к единому стандарту качества и принципу оценивания, однако без жестких рамок: страны-участницы имеют право изменять некоторые положения под внутренние особенности и запрос общества.